Общение с ребенком

Живя в обществе, человек не может жить без общения. Общение – это взаимодействие людей, это двухсторонний процесс, который включает в себя обмен различной информацией, совместную деятельность и взаимное влияние. Общение означает установление и поддержание контакта между людьми. Вся наша жизнь состоит из процесса общения с теми, кто нас окружает – от членов семьи до случайного прохожего, спросившего «который час?». И далеко не всегда мы получаем удовольствие от общения. Иногда общение становится настолько невыносимым, что человек сознательно психологически изолирует себя от других.

Стремительный научно-технический прогресс в современном мире накладывает отпечаток на характер общения между людьми. В нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – телевидение, радио, газеты, журналы, интернет. Зачастую мы лучше осведомлены о подробностях жизни знаменитых, но чужих нам людей, нежели о настроениях и мыслях близкого человека. Вместо общения с теми, кто рядом с нами, мы читаем-смотрим-слушаем о событиях, не имеющих к нам никакого отношения. Это приводит к безразличию, ведь мы постепенно разучиваемся понимать и по-настоящему сопереживать.

Современный мир – это многообразие социальных ролей, которые нам приходится играть. Большинство из этих ролей требуют шаблонного поведения: если ты родитель – ты должен воспитывать, начальник – ты должен приказывать, крестный родитель – ты должен дарить подарки в день рождения, родитель – ты должен заботиться о детях, и так далее...

Наши отношения с людьми становятся всё более формальными, в них не хватает непосредственности, душевности, искренности. Формальным становится и общение между людьми. В современном обществе процесс обмена информацией между людьми чаще всего имеет целью влияние друг на друга. Это начинается дома, в семье, в школе, продолжается в офисе, магазине, в ходе политических кампаний, а заканчивается межрасовой и межнациональной враждой незнакомых друг с другом людей.

Общение в социальных сетях позволяет нам быть в курсе того, что происходит у наших друзей – чаще всего лишь «друзей». Виртуальное общение даёт нам бесценную возможность оставаться на связи с теми, кто живёт далеко от нас, и, легко знакомясь с новыми людьми, так же легко прекращать любой контакт. Виртуальное общение располагает к «ношению масок»: где еще, как не в социальных сетях, можно представить себя кем угодно. Люди общаются, чтобы скоротать время, похвастаться собой, осудить других, отвлечься от проблем, не быть в одиночестве. Общение становится развлечением, в то время как «реальное» духовное межличностное общение является целью само по себе.

Что же человек хочет получить от процесса межличностного общения? Каким должен быть этот процесс, чтобы приносить его участникам удовлетворение, удовольствие и духовно их обогащать? Все мы, иногда даже не отдавая себе отчета, ищем друга, учителя, человека, с которым можно быть собой, быть открытым, не боясь быть непонятым и непринятым. Общение с человеком на глубоком уровне позволяет расширить мировоззрение, углубить восприятие, познать самого себя, ощутить многогранность и полноту жизни.

А что же наши дети? Как мы общаемся с ними? Образно говоря, ребенок – это «копилка информации». Не ставя перед собой такой цели, ребенок познает окружающий мир ежечасно и ежесекундно помимо своей воли. Раньше, когда не было столько технических средств, дети познавали мир читая книги, слушая рассказы взрослых, задавая множество вопросов, общаясь со своими близкими людьми. Теперь же они смотрят телевизор и забрасывают вопросами «яндекс» и «гугл». Никто не говорит, что технический прогресс – это плохо, но таким образом в процессе общения с окружающим миром с самого детства обесценивается личность и опыт человека – близкого, реального. И когда ребенок вырастет, он, скорее всего, предпочтет общение с компьютером общению с людьми.

Общение с ребенком у взрослых очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Груда дел, домашние хлопоты, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остается совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на душевное общение и построение доверительных отношений, а на выполнение назидательной функции, включающее определенный набор морали, постулатов и догм.

Отсутствие общения с детьми в семье может выступать разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Важно понимать, что, разговаривая с детьми на различные темы, Вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Общение ребенка со взрослыми должно раскрыть для него мир и показать все лучшие его стороны, а также все отрицательные, которые имеет человечество. Родители облегчают ребенку понимание социальных норм, своим поведением подкрепляя соответствующее поведение, а также помогают ему подчиниться социальным влияниям.

Без внимания, любви, понимания близких взрослых ребенок не станет полноценной личностью. Это внимание он должен получить в семье, ведь именно в семье закладываются все основы общения, которые ребенок в дальнейшем будет развивать.