О грудном вскармливании

О том, что грудное молоко – идеальная еда для новорожденного, не приходится спорить. Ценность грудного молока в том, что соотношение белков, жиров и углеводов в его составе идеально для потребности организма ребенка и полностью соответствуют функциональным возможностям его пищеварительной системы. Кроме того, грудное молоко стерильно, имеет постоянную температуру, содержит целый ряд ферментов, которые помогают пищеварению малыша и поддерживают неспецифические и специфические факторы иммунной защиты, к тому же материнское молоко не имеет антигенных свойств, то есть свойств, способных вызывать аллергические проявления. Уникальность грудного молока состоит в том, что оно как бы «приспосабливается» к кишечнику именно Вашего малыша, облегчая адаптацию его желудочно-кишечного тракта, обеспечивая правильное «заселение» полезными микроорганизмами. Благодаря этому микрофлора кишечника ребенка может восстанавливаться без применения лекарственных средств. Грудное молоко содержит уникальный состав иммунных факторов, таких как секреторный иммуноглобулин «А», лактоферрин, лизоцим, обеспечивающий мощные антиинфекционные свойства. Крайне важным является то, что иммунная защита молока матери индивидуальна для её малыша. С молоком матери ребенку передаются антитела от многих болезнетворных бактерий и вирусов. Именно поэтому грудное вскармливание так важно для ребенка на первом году жизни, когда его иммунная система развита недостаточно, не функционирует в полную силу, и малыш так подвержен инфекции. Грудное молоко защищает ребенка в летнее время при повышенной опасности кишечных инфекций, а в зимнее — при высокой угрозе вирусных заболеваний.

Посредством сосания ребенок удовлетворяет не только пищевую потребность, но и сосательный рефлекс, формирующийся уже в утробе матери. Грудное вскармливание формирует правильный прикус при охвате соска, снижает частоту стоматологических проблем в раннем детском возрасте, уменьшает частоту кариеса в дальнейшем. Грудное вскармливание оказывает благотворное влияние на здоровье человека не только в раннем детстве, но и во всей последующей жизни. По данным ВОЗ, люди, получавшие в детстве материнское молоко, реже заболевают сахарным диабетом, атеросклерозом, онкологическими заболеваниями, болезнями крови.

Но, говоря о грудном вскармливании, нельзя забывать о самом процессе кормления, ведь именно кормление в первые месяцы служит главным поводом для общения матери и ребенка. Крупнейший английский педиатр и детский психоаналитик Дональд Вудс Винникотт говорил: «Самое главное в кормлении – не кормление». Начало кормления – это начало отношений. Все последующие отношения ребенка с реальным миром будут основываться на том, как все начиналось, постепенно формируясь на основании опыта первых человеческих взаимоотношений – между ребенком и его матерью.

Еще в 60-х годах прошлого столетия известными клиническими психологами Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт была сформулирована «теория привязанности», согласно которой привязанность – это особая эмоциональная связь между матерью и ребенком, и основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. Привязанность, зарождающаяся у ребенка к матери на первом году жизни, образует фундамент его будущей личности, дает ему возможность развиваться и познавать окружающий мир, она позволяет ему учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких ему людей от чужих. Младенчество, как возрастной период, начинается после того, как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери. Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности. Ребенок формирует базовые переживания любви, счастья, фрустрации, ненависти и неразрывно связывает этот опыт с образом материнской груди. Такая связь с матерью, крепнущая по мере того, как грудь все более надежно основывается во внутреннем мире ребенка, оказывает фундаментальное влияние на все другие отношения, в первую очередь на отношение к отцу. Именно она лежит в основании способности формировать глубокую и сильную привязанность ребенка к родителям. Физическая близость ребенка к матери во время кормления - раз за разом помогает ему преодолевать тоску по потерянному прежнему состоянию и укрепляет его доверие к объектам незнакомого для него внешнего мира. В этом смысле ребенок принимает и делает частью своей психики грудь матери. Этот процесс освоения груди предполагает существование безопасного отношения к матери.

Младенец, вскормленный грудью, физически и психологически более устойчив и стабилен, чем ребенок - "искусственник". У него лучше развит иммунитет, он более уравновешен эмоционально и психологически, у него выше общее развитие и лучше адаптация к окружающему миру. Такой ребенок впоследствии не страдает от одиночества, хорошо приспосабливается к условиям детского сада и школы, легко заводит разнообразных друзей и не испытывает затруднений в общении.

В ситуации искусственного вскармливания с самого раннего возраста происходит мощная деформация всей психической структуры ребенка. Неспособность преодолеть младенческую тревогу, в свою очередь, ведет к задержке развития способности любить, нарушению структуры закладывающихся объектных отношений, торможению фантазийной жизни ребенка. Все перечисленные обстоятельства препятствуют нормальному течению развития процессов познания, вследствие чего тормозится общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. У ребенка возникает чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире. Подобную позицию можно назвать апатичной. Поведение таких детей очень отличается от поведения действительно здоровых младенцев, которые плачут, когда ощущают какой-либо дискомфорт, которые интересуются окружающими их людьми, а иногда способны быть достаточно счастливыми, даже находясь в одиночестве. Вообще, все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии поведения: он может становиться враждебным, у него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Такие дети очень тяжело переносят одиночество, и, кажется, непрерывно требуют удовлетворения то ли посредством пищи, то ли посредством требуемого от окружающих внимания. Это свидетельствует о том, что попытка построения доверительного отношения к матери, так и попытка образования во внутреннем мире безопасного и хорошего объекта потерпели неудачу. Ребенок не может доверять матери как хорошему и безопасному внешнему объекту. Подобная неудача может предвещать будущие сложности, с которыми столкнется ребенок, превратившись во взрослого человека.

Проявив настойчивость и терпение, преодолев все временные трудности и сомнения, желая вырастить своего малыша здоровым и счастливым, каждая мать должна помнить, каким великим даром её наградила природа — счастьем вскармливать своего ребенка грудью.